А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Всё, что дольше чем выходные

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Пт апр 26, 2013 11:27 pm

Проходимость по снегу Камаза 8х8 лучше 6х6 ровно на столько, на сколько Камаз 6х6 лучше ГАЗона. ТАМ он просто едет. Причем везде. Так получилось (пруха нереальная), что мы встречались с ними и по дороге туда, и по дороге обратно. И я ни разу не видел, что бы 8-ми колесник топтал. В самой жопе он просто включал первую пониженную и на холостых проезжал. По любому каньону, на любой подъем.


Про колеса.

Так получилось, что за всю поездку нам пришлось перебортировать ровно 20 колес.
Причин на то было несколько.
На одной машине из-за нашего нищебродства две задних покрышки стояли от шишиги. Т.е. они были с виду новыми, а по факту старинными. Как только условия заставили довести давление в колесах до близкого к нолю, так почти сразу эти покрышки и начали внутри разрушаться. В итоге обе развалились полностью. В Хатанге нам подарили еще две шишиговских. Больше сильно спускаться мы уже боялись, что сразу же сказалось на проходимости.
Еще одно колесо было дружеским приветом от горьковского автозавода. Внутри колеса, которое не разбиралось с новья, был найден кусок другой покрышки размером с кулак. Он и прожевал камеру.

На другой машине мы поставили широкие диски от БРДМ. Это разборные диски с внутренним распорным кольцом, которые прилично расширили колею и увеличили пятно контакта. Машина на них спокойно шла по Ураловско/Камазовской колее и лучше пробивалась по снегу...
Но не долго...
Оказалось, что распорное кольцо, а там оно сделано из толстой резины, совсем не держит покрышку.
И все попытки более-менее спустить колеса заканчивались проворотом покрышки на диске с вырыванием соска из крана, а то и вообще с отрыванием соска от камеры...
В итоге мы и на этой машине боялись спускать колеса и шли на излишнем давлении большую часть пути...

Колеса за дорогу мы очень полюбили:
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Пт апр 26, 2013 11:30 pm

dials писал(а):Определенно, транспортировка на авто значительного запаса, видимо самая сложная и интересная техническая задача, тем более в случае легковой техники.
Воспополняли запасы топлива и на Челюскине?

Да не все так страшно, как кажется.
Топливо есть везде, где есть хоть какая-то мало-мальская жизнь.
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Пн апр 29, 2013 8:29 pm

Про кабину.

Видно из-за "ломающейся" рамы... блин, слово-то какое...
Так вот, из-за такой вот рамы точки креплений кабины на Егере сделаны не по углам, как на всех машинах, а по середине. Т.е. по одному креплению спереди, сзади и по бокам. На Егере в виду того, что кабина больше в два раза сделано на одно крепление больше... Кабина больше в два раза, а добавлено всего одно крепление... Здорово да?
Всё остальное - это резиновые отбойники. Т.е. 5 креплений и 6 отбойников. Ну как бы все бы ничего, но только вот конструкция отбойников подкачала. Они просто разваливаются. Там конусообразный кусок резины сварен с металлической пластинкой и все.
У нас эти резинки достаточно быстро на обеих машинах начали по одной отваливаться.
Когда половина отбойников отлетела, то пришла очередь самих креплений - начало рвать болты...
Когда болты из ЗИПа стали подходить к концу, то мы всерьез стали рассматривать как поставить кабину на деревянные пеньки вместо отбойников. Слава богу дотянули так, без деревянных протезов.
А еще на одной из машин выкрутился шток, такой с юбочкой и пружиной, который вкручивается в капот. Соответственно шток этот потерялся. Пришлось вязать красивые веревочки через весь капот...

Ни и просто фотка с дороги:
(Шел в одиночку, попал в наледь, больше в тот сезон там никто не проходил, пришлось бросать машину, ледоход сделал свое дело...)
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Ср май 01, 2013 2:50 pm

Педальки...

В ходе к подготовки к экспедиции мы поставили на обе машины новые тросики и новые наконечники тяг газа.
За поездку на обоих ГАЗонах пришлось поменять по одному заклинившему тросику и плюс приехали домой с подклинивающими педалями газа. Т.е. сейчас тоже оба тросика под замену.
Тяги газа тоже по одному разу отваливались за время экспедиции. И если на одной машине это прошло безболезненно и ограничилось просто заменой наконечника, то на второй машине все было немного хуже...
Тягу оборвало уже на обратном пути на асфальте. Во время обгона прямо на встречке. Но это пол беды. Обломанный кусок попал на силовой кабель стартера. Сейчас уже невозможно установить, стоял ли защитный резиновый колпачок на контакте, потому что от колпачка остался лишь обугленный огрызок. Но тем не менее тяга замкнула, полностью приварившись к плюсовому проводу.
Из под машины сноп искр, дым... Пока съехали на обочину, пока пробовали уже силой отключить приварившуюся массу с раскаленным проводом, пока развязали веревочками завязанный капот... Первый же метнувшийся под капот незамедлительно рывком отодрал от стартера добела раскаленную тягу... Запахло жареным... мясом... Слава богу все обошлось! Машину спасли, ожогов особых не получили... Но, как говорится, осадочек-то остался. :D

Ежедневный ритуал:
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Пн май 06, 2013 10:14 am

Немного про снежный наст...


Да, ТАМ почти везде наст. Даже если пройдет пурга и набьет много пухляка, то настом он станет достаточно быстро - от суток до нескольких дней. Потому что там сильные ветра вместе с сильными морозами постоянно, а это главный фактор наста.
Снег там из-за таких ветров в основной своей массе очень мелкий, как мука (по крайней мере так было в то время и в том месте). Его сбивает местами такой плотностью, что кажется, что едешь по бетону. Таких мест очень мало, но они есть.
Вообще заметил именно там и именно в то время (замечу, что снег каждый день разный, не то что каждый месяц/год) три вида снежного покрова.
1. Снег серого цвета. Это старый и самый твердый наст вперемежку с песком. Видно, что он возник когда-то от сильнейшего урагана, поднявшего и песок в том числе. Он по крепости как камень. Его местами видно из под более свежего снега. Когда шли, то лавировали постоянно в поисках таких серых пятен.
2. Снег не очень чистого белого цвета (тоже иногда с песочком). Это наст, по которому с трудом, но машина на нулевом давлении в шинах идет. Где-то 2-3 пониженная, где-то подтаптываешь, но хоть и медленно, но продвигаешься. Такого снега там основная масса.
3. Ослепительно белый снег. Это свежий пухляк. Его приходилось избегать (не всегда удачно), потому что по нему не едется вообще и тонешь там до старого наста, а он может быть и глубоко.
Еще очень часто грани между настом и пухляком практически не замечаешь. Ну или утром замечаешь, а вечером наоборот... Или вообще наоборот.
Короче, хочу заметить, что картина меняется ежедневно. Постоянные сильные ветра перемещают снежные массы в зависимости от направления ветра. Бывает даже так, что вечером поставив машину на пол колеса в снегу, утром обнаруживаешь ее стоящую на снежных пеньках, возвышающуюся над голыми камнями...


В горах сложнее, потому что даже небольшое изменение рельефа говорит только об одном - снег там мягкий. Все каньоны, ручьи и просто канавы в основном забиты снегом, но там уже просто проехать крайне тяжело. А бывало, что просто невозможно - уходишь по бампер и ниже и все. Приходилось искать объезды или тупо часами топтаться эти 200-500 метров...

И самое главное - снег каждый день разный. Особенно там.

Вот так иногда приходилось рубить твердый наст перед машиной:
(Если не рубить, то бьешься как в стену. Нагрузки на трансмиссию ппц...)
Изображение

А вот немного не дотянул до темного пятна, зад начал валиться:
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Пн май 06, 2013 8:18 pm

Торосики:
(Так мы ласково называли их всю поездку)

При движении по льду моря вдоль побережья торосы то отжимают сплошной полосой от берега, то наоборот начинают выталкивать тебя на берег. Торосняк обычно идет полосами в тех краях и чаще всего начинается и заканчивается либо по полосе перепада глубин, либо в районе больших мысов или островов. Те торосы, которые остановили наш паровозик на жесткой сцепке по дороге туда были шириной 24 км. А длиной уходили очень далеко в море, мы на обратном пути пытались их обойти и прошли вдоль них в открытый океан около 30 км и конца и края им не было. Там они наоборот стали еще больше...
Вообще торосы часто очень обманчивы.
Бывает идешь по нормальному полю и видишь, как приближаешься к огромной 5-6 метровой высоты полосе непроходимых торосов. Ну, думаешь, все, приехали. А потом подъедешь вплотную, оглядишься с крыши машины. Там полянка, там островок. Крутишься, крутишься между огромными кучами и в итоге без ледорубов проходишь это месиво.
А бывает подходишь к полю торосиков, вроде маленькие из снега торчат, а это сплошняком метровые льды, просто их ровненько так пухляком замело. И начинается рубилово на ровном, казалось бы, месте. По таким даже пешком ходить невозможно. Вроде на ровный снег наступаешь, а там пухляк и лед под углом 45 градусов под ним. Я в торосах по неопытности ногу так подвернул, что сначала думал - сломал. Хромал потом до самого возвращения в Хатангу.

Первый пошел:
Изображение

Тут же пошел второй:
Изображение

Вот так потихоньку и прорубались по торосняку:
Изображение

Вроде берег близко, а ой как далеко...
Целый день на него пробивались:
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Jack » Вт май 07, 2013 8:08 am

Александр, огромное спасибо, за подробное описание препятствий и сложностей. Очень ценная информация из первых рук!
Аватара пользователя
Jack
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2012 9:36 am
Откуда: Лабытнанги

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Вт май 07, 2013 5:06 pm

Jack писал(а):Александр, огромное спасибо, за подробное описание препятствий и сложностей. Очень ценная информация из первых рук!

Женька, при встрече мы тебе намного больше расскажем и покажем! ;)

Еще немного про торосики.

Там где торошение, там лед всегда тоньше. Это надо учитывать. Нам повезло, потому что весь торосняк был старым и хорошо промерз. Это видно сразу - лед заметен, обдут, в инее весь. Но при всем при этом, нам потом в Хатанге показали распечатку ледовой обстановки того района, где мы шли. В местах пересечения торосов толщина льда под нами была около 70 см. А если учесть хрупкость морского льда, то это не так уж и много. Мало того, обратный наш трек по льду с ювелирной точностью повторил границу 30-ти сантиметровых льдов. Мы когда это увидели, у нас волосы встали дыбом. Мы шли вдоль полосы небольших и в принципе проходимых торосов, но мы поленились в них залезать и так и петляли вдоль них. Оказалось, что мы петляли вдоль тонкого льда. Причем это совсем не было заметно ТАМ. Когда увидели карту ледовой обстановки сразу поняли, что перед выходом с Хатанги в церковь мы сходили не зря... Что-то нас туда не пустило... Единогласно, не сговариваясь сразу же вечером пошли к батюшке снова - сказать спасибо...


В очередной раз уперлись в торосики. Разведка:
Изображение

Мы с Димкой за всю жизнь столько на крышу машины не лазили, сколько за эту поездку:
Изображение

Продираясь по торосам выбрать и задать нужную траекторию очень тяжело. Скользкий вздыбленный лед этого не дает, машину постоянно стаскивает и просто надевает на льдины. Которые еще и не очень-то хорошо просматриваются в снегу.
Вот и здесь на что-то оделись карданом. Разрыли, а там вон оно чё:
Изображение

Аналогичная ситуация, только висим уже на баке:
Изображение

Это не постановочный кадр, это был единственный возможный в том месте проезд. Справа метровой толщины плита лежит поверх основного льда, а слева такая плита стоит.
Подрубили, подкопали и пошли дальше:
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Jack » Ср май 08, 2013 8:40 am

Александр, а лебедку в торосах не использовали? Якориться с помощью бура и бревна, вроде обсуждалось такое? Еще напиши пожалуйста какая вещь оказалась в экспедиции самой не востребованной и наоборот, без чего было бы очень туго? Уверен у Вас есть осознание по поводу того какие приспособления, виды снаряги могли бы облегчить прохождение, при условии что Вы их взяли бы с собой?
Аватара пользователя
Jack
 
Сообщения: 94
Зарегистрирован: Вт мар 13, 2012 9:36 am
Откуда: Лабытнанги

Re: А почему мегаавантюру Ёлкина не обсуждаем?

Сообщение Ёлкин » Ср май 08, 2013 9:48 am

Самой невостребованной оказалась именно лебедка.
В ней не было необходимости вообще. В торосах тоже не понимаю ее использование, потому что если машина повисла брюхом на глыбе льда, то лед этот надо срубать, а не сдирать с него машину. Иначе оторвать бак или раздатку, или еще что-нибудь там очень легко. В торосах мы даже не дергали друг-друга ни разу.
В трещинах тоже хватало рывкового троса, что бы вызволить машину обратно на лед. Или жесткой сцепки, что бы протолкнуть через трещину севшую машину вперед.

Без чего было бы туго...
Без опыта ремонта любой сложности в экстремальных условиях там точно будет туго. А ремонтов там не избежать ни на каких автомобилях, слишком большие расстояния и серьезные нагрузки на перегруженную технику.
Ну и без запчастей, сварки, болгарки, хорошего инструмента там тоже делать нечего.

Из приспособлений очень нужны были, но у нас не было:
1. Длинные хорошие трапы для перехода через трещины. Но про трещины позже...
2. Измеритель толщины льда или хотя бы мотобур.
3. Беспилотник с камерой. Потому что залезание на кабину или на нагромождения льда не давало нужного результата, и мы в итоге постоянно шарились в торосах как слепые котята...

Ну и пару фоток.

За бортом стабильная "сорокуля" или даже немного ниже. Это перед выходом из озера Таймыр в реку Нижняя Таймыра.
Изображение


Кстати, ТАМ похоже из-за структуры снега в определенные дни наличие сильного ветра вовсе не означало наличие такой же поземки. И бывало, что в сильный ураганный ветер видимость была отличная, а бывало, что и примерно при 10 м/с уже конкретно мело.
Поэтому наделать "красивых" фоток, что бы обязательно в кадре жесть была так толком и не получилось. :D
Изображение
Ёлкин
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Ср дек 07, 2011 1:02 pm
Откуда: Новый Уренгой

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2