Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Улучшаем, ремонтируем, обсуждаем технику

Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Suicide. » Ср апр 25, 2012 2:35 am

Изображение
Вариаций и конструкций на эту тему очень много, особенно на севере.
Правда там где много шлепоходов обычно мало интернета =)
Много видел на Таймыре, Ямале, Большеземельской тундре, Кольском и пр..
Хотя сейчас гусеничные снегоходы во многом потеснили..

(Если у человека нет альтернатив, тогда он силен и умен... и такого наизобретает.. А если дать ему готовое решение, хоть какое угодно неоптимальное так вся изобретательность куда то разом подевалась. Что есть, тем и пользуемся)

Насколько данная концепция сработает - пока изучаю. Опыта мало.
Много чего еще нужно придумать, и много чего понять.. потенциал вижу..
Будем от простого к сложному.

Хочу отметить, что задачи в туризме бывают разные по составу....
Когда условия "лабораторные" например снег при такой то температуре и такой то консистенции - то, в целом, можно придумать под него транспортное средство (движитель) с некоторой эффективностью...
Проблемы начинаются на стыке областей, когда начинает требоватся универсальность.
("вездеход")

Все комбинированные маршруты в туризме очень сложны, технически и физически.
На примере возьмем то, с чем я знаком на практике - сплав+горная пешка+восхождение на вершинку...
Если сплав боль менее серьезный нужны гидрокостюмы, спасжилеты, всякие страховочные концы и пр. хреновина.
Восхождение в полярных областях потребует снежного и ледового снаряжения, веревок, кошек\снегоступов, погодные условия - легкой футболочкой не обойтись...
На дрова расчитывать не получится, топливо с собой.
Все это дело вместе с судном потребуется переть Н дней по курумнику, снегу, болотам и пр фиговине..
С ростом протяженности - проблемы увеличиваются ..
Прикинув вес становится понятно, что без нанотехнологий и неожиданных решений "не взлететь"...

Я к чему ...
Все не любят универсальность, поскольку и там и там плохо, а спецприблуда она тру.. боль менее оптимизирована в узком диапазоне.
Проблема только в том, что это все работает только при поддержке цивилизации - когда есть досягаемый выбор пресловутых приблуд.
В боль менее автономных условиях все иначе, область задач с которыми придется столкнутся вообще плохо определена и на первый план выходит способность к адаптивности.
(Сможешь ли ты из кривой березы сделать полноценную замену супер-композиту в случае поломки, и что делать если не сможешь.... )

Сейчас вы конечно скажете, что это все сродни впихиванию невпихуемого.

Автономка складывается из чего ?
Прально, из удельных характеристик ТС ..
Тут мы попадаем в замкнутый круг - взяли больше топлива - возросла нагрузка, упала проходимость.
Впихнули колеса больше, проходимость поднялась, но начали ломаться..
Усилили.. набрали вес... возрос расход = надо больше топлива..
Взяли больше топлива - возросла нагрузка, упала проходимость..

Выхода тут по сути два.
1. Нанотехнологии. Несущие алюминиевые кузова, кевларовый корд покрышек, всякие технологичные движки и пр..
Ценнег зашкаливает, прирост имет границы..

2. Оптимизация снаряжения и тактики в целом.
Если везде выкинуть по 100 грамм то в итоге набежит на десяток кг.
Собственно я сюда и пытаюсь бить, минимум веса везде.. начиная с ботинок и заканчивая жратвой.
На первый взгляд все это абсурдно, но на практике дает прирост удельных качеств в разы...

Я не побоюсь это сказать, но все рекордные достижения, экспедиции к полюсам, восхождения на высочайшие вершины, сверхдальние по автономности переходы и пр. состоялись только за счет облегчения.

Тема эта большая поскольку сочитать такое большое разнообразие компромиссов это большое искусство.
Где можно сьэкономить вес, а где лучше не стоит ?
Как добится максимальной функциональности ?
Как обеспечить необходимую надежность и безопасность ?

Очень многие не понимают как им мешает гора барахла которую они на себя взвалили и как тонут в болоте их доверху набитые автомобильки =)
Тот кто понимает, либо считает это неизбежным, либо пытается что-то с этим делать...

Одна из интереснейших задач которую мне удалось кое как решить, был Таймыр..
Тогда мы сумели упихать моторное судно водоизмещением 2 тонны + запас топлива на 700 км пути + горное снаряжение + сплавное снаряжение + продовольствие на 30 дней + остальное барахло - в вес который команда из 4 чел смогла нести в условиях значительных перепадов высоты, болот, снега и пр ..

(Простой расчет.. если мы используем традиционные продукты (тушенка, макароны, крупы и пр) то вес нормального рациона (на котором можно жить продолжительное время не сильно теряя вес) это около 1кг в сутки на чел..
Те на месяц мы имеем 30 кг на одного человека только одной еды, не считая остального.. мотор сюда уже врядли впишется.. )


К чему я опять ?
К тому, что автономность складывется из весьма обширного комплекса параметров и имеет вполне осязаемые пределы.
Единственный путь отодвинуть их (который мне понятен по крайней мерее) - самоограничение.

В концепции шлепохода это отказ от всего, что не относится непосредственно к передвижению.
(Я не поставил на него даже фару и электростартер с акумулятором..)
Ведь вес, скажем, ветрового стекла это дополнительные пара литров топлива..

Ну это был типа концепт.. (те мысли тяжкие непраздные) =)
Пора к конструктиву .. гы ..

Экипаж 1 чел, 150 килограмм сухой массы на колесах 52 дюйма, + барахло..

Колеса.
Изображение

Диски.
Изображение

Камеры 1300х500
Шины с кордом для моих целей не особо годятся, слишком тяжелые и жесткие =(
Есть шина оболочка (ош-1 ош-2 на которых в полярные экспедиции ездили) по сути более злая камера.
Небюджет и вес под 30 кг... да и для более тяжелых машин оно делалось.
Изображение

Гарагашьян из пвх шил чехлы на чебураторы, но пвх скользкий сцуко... но в целом тоже направление для деятельности.
Вулканизация там всяческая )

Диф ваз на подшипниках полуосей ваз01 и ведомая звезда.
Изображение

Полуоси\ступицы - нива. Фланцы моста - нива.
Изображение

Натяжитель - подшипники генератора ваз, болт колеса нива в качестве оси, звездочка.
Посадка звездочки - прессом.
Изображение

Промежуточный вал из безшовной трубы, подшипники полуосей ваз01, натяжение первой цепи перемещением промвала по направляющим при помощи регулировочных болтов.
Общий передаток на первой примерно 1:200 (точное число не вспомню сейчас)
Изображение

Изображение

Мотор. Карбюраторный, четырехтактный
50см3. 4квт.
максимальный крутящий момент 2,5нм.

Система зажигания - бесконтактная
Сцепление многодисковое, в масляной ванне
4 передачи.

Рама разборная,как и задний "мост"..
Изображение

Изображение

Передняя ступица - задняя ваз09 на оси из безшовной трубы.
Натяжение подшипников осуществляется упорной втулкой и хомутом.
Изображение

Рама из всяких трубочек..
Изображение

Вилок было сделано несколько вариантов, пытался добится оптимальных параметров управляемости.
(Стабилизации на неровностях и усилия на руле.)
Изображение

Как ездит..
Картинок как обычно мало.

По снегу - колея см 2-4.. человек проваливается по пояс.
Изображение

Ледяная каша, колотый лед с водой -
Изображение

Глвное достоинство, если провалился не утонешь. Но валится только если участки открытой воды..
С небольшим грузом проскакивает полыньи с ходу.. если грузить кг 200 то на кромку заскакивает не всегда.

Видюшка со снегом..
http://www.youtube.com/watch?v=HLWWnjNFHPo&feature=relmfu

А так мы перемещаемся по дорогам.
Изображение

Прицепчег тоже самодельный с подвеской 4-link как у американцев на багги =)
Изображение

Изображение

С женой )
Изображение

Она тоже любит шлепоход...
Изображение

... Его вообще все друзья любят .. =)
Изображение
Изображение

Летом..
Ну, размокшая пашня, глина, песок итд не интересно... следа на грунте не остается совсем.
Жидкое болото - .. на открытой воде чуть проще, погружается на треть диаметра колеса.
Хочу сделать лопасти как у парохода, чтобы повысить кпд..
Самый тонкий момент когда уже не едешь но еще не плывешь, сопротивление движению еще есть а тяги уже почти нет.
Если под колесами есть мох то тяга гораздо больше, едет побыстрее..

Видюшка летних покатушек...
http://www.youtube.com/watch?v=GLdx5vmrd_I&feature=relmfu

На крутой берег, понятно, сам не выходит.. уперся, колеса на плаву, тяги нет.. надо подтолкнуть.
Часто помогает - переднее колесо ногой ))
Колеса не прокалываются ветками, ездил по бурелому, перетаскивал через поваленные елки..
Давление настолько мало, что колесо обтекает ветку, проткнуть силы не хватает...
Ну если по арматуринам ездить, понятно..
Но я с зимы ни разу еще колесо не проколол =)
(наверное потому, что ремнабор всегда вожу.. гы )


Нуу как то таг.
Бюджет постройки сего транспортного средства вышел что-то около 20 тыс руб..
Сейчас второй собираю, для жены.
Надеюсь получится в этом году в тундру прокатится..

Изображение
Аватара пользователя
Suicide.
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Чт янв 26, 2012 4:43 am
Откуда: мск

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Maxim » Ср апр 25, 2012 5:24 am

класс! таких надо два, да, а то его в случае проблем нечем будет эвакуировать оттуда, куда он заехать сможет :) а какой запас хода/расход?
TLC80, 1HD-T, Trepador/GeolandarG072 35", ToughDog 4", 2xComeUp 9.5, итэдэитэпэ.
Maxim
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Пт янв 21, 2011 3:11 pm
Откуда: Омск

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Pims » Ср апр 25, 2012 9:58 am

да, прикольная штуковина... на данном форуме явно в новинку :)
собралось бы 2-3 энтузиаста, да сколотили 4х4 такую же :)
Карты Мангышлака, Казахстан http://map.vov.ru
Аватара пользователя
Pims
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Пт июн 04, 2010 11:30 pm
Откуда: Подмосковье, Одинцовский р-н

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Razgrom » Ср апр 25, 2012 10:56 am

Любопытная штуковина вышла. Мотора 4 кВт хватает?
PS Интересно, как по скользким грунтам передвигается? По глине, илу? Грунтозацепов то нет.
Razgrom
 
Сообщения: 2860
Зарегистрирован: Пт сен 25, 2009 12:53 am
Откуда: Мск.

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Gluck » Ср апр 25, 2012 1:00 pm

Офигеть! :)

А почему бы не поменять "веревочки" на колесах на более толстые, что бы повысить "цепкость" колес?
А как его грузить, что бы в тундру ехать?
Может нужен сзади односный прицеп на таких же колесах, что бы не увелчивать давление на грунт?

P.S. Зацепило. :) Классная штука.
Gluck
 
Сообщения: 518
Зарегистрирован: Ср фев 09, 2011 11:24 am
Откуда: Москва

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение mralex » Ср апр 25, 2012 2:44 pm

Четырехколесный вариант шлепохода встреченный нами на Соловках.

Изображение
Аватара пользователя
mralex
 
Сообщения: 649
Зарегистрирован: Чт мар 18, 2010 6:50 pm
Откуда: Москва

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение triton » Вт май 01, 2012 10:06 am

Этот в городе Ухта республики Коми катаетца

Изображение
triton
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср апр 27, 2011 10:51 am
Откуда: Rus

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение triton » Вт май 01, 2012 10:07 am

Этот в городе Ухта республики Коми катаетца

Изображение
triton
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср апр 27, 2011 10:51 am
Откуда: Rus

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение duzz » Ср май 02, 2012 11:54 am

у нас на водохранилище и на Волге зимой полно таких девайсов катается. В основном из мотоциклов собраны. Есть 4х колёсный с кабиной и запорожской печкой :) их называют каракаты.
El pueblo unido jamas sera vencido!
duzz
 
Сообщения: 181
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2011 9:51 am
Откуда: Кострома

Re: Шлепоход как концепт экспедиционного ТС. =)

Сообщение Suicide. » Вт июл 03, 2012 9:13 pm

Немного про шлепоход, если уважаемая общественность не против )

Воплотил следующюю схему трансмиссии.
Обрезанная КПП от 2108 поперечно с цепным приводом на мотор.

Какие плюсы мы имеем.
1. Огромный диапазон передаточных чисел. (20 передач.)
2. Задняя передача. (точнее 4 задних передачи)
3. Герметичность и хорошая смазка наиболее нагруженных узлов.
4. Унификация.
5. Одним агрегатом решаем все вопросы.
6. Дифференциал и ГП в одном корпусе.
7. Исключение цепной передачи в максимально нагруженном месте.

Из минусов возросший на 16 кг вес..
Я долго сопротивлялся этому факту но в итоге рационализация победила. =)

Нюансы.
Шлицевые сателлитов кпп не совпадают с шлицевым полуосей.
Изготовлены оригинальные шестерни дифференциала.

Полуоси проточены, на них запрессованы втулки под сальники.
Изображение

Изготовлен узел опорного подшипника ведомой шестерни.
Изображение

Много раздумий доставила компоновка, но в итоге все получилось...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Передаточное число на 1 передаче - 538:1
на 20 передаче - 12:1

Видео про коробку =)
http://vk.com/video1808894_162934292


Забавное видео с покатушек
http://vk.com/video1808894_162958998

Немного мыслей о конструкции вообще..

В реальной ситуации одна машина будет лучше при выезде из речки, другая при заезде в оную..
Проблемы начинаются на стыке областей, когда начинает требоватся универсальность.
При этом субъективное восприятие может быть обманчиво (ну, вроде едет, вроде так же...).
Тогда как, например, "параллельный заезд" по конкретному маршруту способен выявить объективные различия, позволяющие оценить реальную разницу (в расходе времени/сил/денег). Вплоть до невозможности применения данного варианта в предлагаемых условиях..
И думая о конкретном маршруте понять, что делать .. фигачить пешком .. а может и оленя лучша.

Для меня еще одно из важных свойств - кртичность ошибки пилотирования.
= Сколько сил отнимает в среднем если заехал" не туда".. (усталость, ошибка да мало ли что.. )
Одно дело подтолкнуть, другое 3 часа джеком махать.

Да более большой полноприводный (2-3 осный) вездеход с кабиной где то будет в выигрыше.. (а где то нет)...
Но это совсем другой порядок ценника постройки, владения, обслуживания, не говоря уже про транспортировку..
(в большинстве городов из которых можно стартовать отсутствует автомобильная дорога, а перевезти 2-3 шлепохода по воде\ЖД - вполне посильная задача, да даже если бюджет позволит можно в вертолет запихать)
Я не могу как Елагин вгрохать в походик милиона 4.. да и задачи, мягко говоря, скромнее =)
Поэтому компомисс тут должен быть на грани фола =)

собралось бы 2-3 энтузиаста, да сколотили 4х4 такую же

4 колеса это диагональное вывешивание, значит нужна или ломающаяся рама, или подвеска (с ходом каждого колеса хотя бы полметра)
Это вес и минус надежность, всякие шарниры и пр..
Уже другая история совсем..
Из плюсов - полный привод.

А почему бы не поменять "веревочки" на колесах на более толстые, что бы повысить "цепкость" колес?

Можно извращатся по разному, от лент и цепей до накладной гусеницы..
Изображение
Но любой протектор сильно снижает пластичность колеса.

А как его грузить, что бы в тундру ехать?

Что-то вроде велорюкзака..
Изображение
Прицеп мона придумать.. как одноразовый модуль.

класс! таких надо два, да, а то его в случае проблем нечем будет эвакуировать оттуда, куда он заехать сможет

С этим пока печально. =)
Ищу единомышленников.

(Шлепоход-2 в процессе конструирования. )

а какой расход?

Замерять пока не смог, примерно 3 литра заливаем весь день катаемся ))

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Suicide.
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Чт янв 26, 2012 4:43 am
Откуда: мск

След.

Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron