Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Выезды выходного дня

Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Домосед » Вт июн 28, 2011 6:57 pm

В прошлую субботу прокатились на "пионерке" по торфовозной узкоколейке Гусевского ППЖТ в окрестностях Гусь-Хрустального.
Дорога имеет давнюю историю, почитать про неё можно здесь http://sbchf.narod.ru/12/guppjt.html

Нам предстоит проехать по магистрали УЖД от самой северной точки до 12-го торфоучастка.
Примерный маршрут: http://maps.yandex.ru/-/CBQlmC2J

Несколько слов про "пионерку". Это лёгкая узкоколейная дрезина с мотоциклетным двигателем. Не знаю, откуда пошло такое название, но факт, что оно прижилось, и на всех УЖД такой частный транспорт активно использовался для поездок на охоту/рыбалку, по грибы/ягоды, да и просто для перемещений между посёлками, других дорог между которыми зачастую не было вовсе. Пионерки даже выпускались промышленно, но большая часть их изготавливалась местными умельцами.

Поездка началась со ст.Перегрузочная, что находится недалеко от ст.Комиссаровка линии Владимир-Окатово-Тумская. Когда-то здесь производилась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи для доставки на Шатурскую ГРЭС.
У нас две пионерки и прицеп для вещей. Прицеп без настила, в качестве последнего кладём три свежих шпалы и стропами притягиваем их к раме.
Изображение

В путь!
Первым делом проезжаем станцию Сортировочная.

Диспетчерская, состав с рельсошпальной решёткой
Изображение

Торфовозные вагоны
Изображение

Западная горловина
Изображение

Стрелочный перевод
Изображение

Перегон Сортировочная-Панфилово
Изображение

Нередко попадаются следы ремонта пути. Новые, хоть и непропитанные шпалы. Приятно, что дорога поддерживается в рабочем состоянии.
Изображение

Пионерка, которую я буду называть П1. Построена в 60-х годах, мотор от мотоцикла Минск. Куплена на разобранной узкоколейке в Смоленской области, привезена сюда, подварена, покрашена и снова в строю. Обратите внимание на тормозные колодки, они деревянные.
И, конечно, всегда с собой главный инструмент путешественника по малопосещаемым дорогам - бензопила.
Изображение

Проследовав Панфилово, продолжаем движение на запад. Здесь вдоль УЖД идёт уверенная колея.
Изображение

Поворачиваем на юг и движемся в сторону 5-го торфоучастка, где сейчас ведётся добыча. Свежая отсыпка на месте прогара.
Изображение

Прошлогодний горельник.
Изображение

А П1 что-то начала барахлить - пропуски зажигания, мотор не тянет, глохнет. Пытаемся поменять свечи.
Изображение

А что это в верхней части снимка? Правильно, блок поджига. В качестве головного света установлена тракторная фара с ксеноновой лампой!
Изображение

Приводная цепь. Всю дорогу она у нас слетала, надо бы её укоротить, да жигулёвский успокоитель-натяжитель приколхозить.
Изображение

Вынужденный фотостоп на краю 5-го участка позволил заснять одну из технологических операций торфодобычи. Затрудняюсь привести правильное название этого прицепного орудия, но суть в том, что оно ворошит верхний слой торфа с целью просушки. После нескольких таких ворошений пойдёт валкователь, а за ним торфоуборочный комбайн. Но об этом позже.
Обратите внимание на полоски зелени. Это дренажные каналы, разделяющие торфяные карты.
Изображение

Чтобы заехать на торфоучасток, нам надо повернуть направо. Стрелка не наша. Пионерка притормаживает, кондуктор бежит вперёд, переделывает стрелку...
Изображение

...мы проезжаем, кондуктор переделывает стрелку обратно по магистрали и догоняет состав. Обычная практика на УЖД.
Изображение

Отвалы пней на краю поля.
Изображение

Балластный вагон в тупике. Давно здесь стоит, на куче песка уже даже деревца успели вырасти.
Изображение

А мы, сделав ещё один поворот на 90 градусов, выезжаем на поле. Впереди видны караваны торфа.
Изображение

Забавный профиль пути, на широкой колее такого не увидишь.
Изображение

Вот такие шпалы, из одной мне удалось достать костыль голыми руками. (Костыль возвращён на место!)
Изображение

Поле посетили, по каравану полазили, надо возвращаться на магистраль. Это вторая наша пионерка, назовём её П2. Из-за отсутствия реверса её приходится разворачивать. Зато здесь довольно свежий движок от скутера. С вариатором!
Изображение

Изображение

Магистраль. 15км/ч
Изображение

Изображение

Движемся дальше на юг в сторону Мезиновского. В окрестностях Сулово начинают попадаться очаги горящего торфа. Похоже, что где-то здесь этой весной работали гринписовцы http://pozar-ru.livejournal.com/571946.html, показывали местным пожарным свои приёмы тушения торфа. Кажется я даже видел тот самый участок насыпи, размытый при тушении прогара.
Вообще-то на Перегрузочной стоит пожарный поезд - несколько цистерн и мощная помпа. Всё это хозяйство на ходу и используется для тушения возгораний на северном участке дороги, ценном для Гусевского ТП. На юге, южнее Нармуча, торф добывает Мезиновское ТП, и оно присматривает за своим куском дороги. Но никакого грузооборота между двумя ТП нет, поля здесь давно заброшены. Вот и получается, что этот участок магистрали никому не нужен, и, вероятно, будет разобран в самое ближайшее время.
Изображение

Путь сильно зарос, снижаем скорость до черепашьей.
Изображение

Не помогло. Не заметили в траве упавшее дерево, в результате сход П2. П1 шла на удалении и успела остановиться.
К счастью, обошлось без травм и поломок. Возвращаем пионерку на рельсы.
Изображение

А вот и оно, дерево.
Изображение

Колесо после езды по заросшему пути. Сцепление с рельсами - никакое. Разгонять пионерку приходится с толкача.
Изображение

Подъезжаем к переезду дороги ГХ-Уршель около Нармуча. Знак требует подачи звукового сигнала, и машинисты обеих пионерок с удовольствием жмут кнопки тифонов, повергая в изумление водителей и пассажиров автомобилей, давно уже не видевших здесь рельсового транспорта.
Изображение

Недалеко от переезда есть небольшое озерцо, скорее всего бывший балластный карьер. Остановились, искупались и отправились к конечной цели нашего путешествия - 12-му торфоучастку.
Изображение

Прибыли, даже тормозить не пришлось. Дальше за этим "перемётом" магистраль продолжается до депо в Мезиновском, а мы отправляемся осматривать полевую базу Мезиновского ТП.
Изображение

На наблюдательной вышке красный флаг - знак высокой пожароопасности.
Изображение

Впервые вижу такое решение - сдвоенные колёса на тракторе.
Изображение

И вот, наконец, рассказ о технологии добычи. Начнём с того, что в массиве торфа присутствует большое количество "пней" - неперегнивших кусков дерева. Поэтому первым делом на поле выходит корчеватель.
Изображение

В его чреве ряд заострённых звёздочек на общем валу. Он собирает крупные пни.
Изображение

Потом в работу вступает "колючка". Вид сзади.
Изображение

Вот так она накалывает на шипы оставшуюся мелочь.
Изображение

Вид спереди. Здесь расположен кузов, куда мусор снимается с вала гребёнкой. Потом "пни" отвозятся на край поля и сваливаются в кучи.
Изображение

После удаления пней наступает очередь фрезы. Она поднимает верхний слой торфа и разбивает комья. Позирует местный сварной.
Изображение

Собственно фреза.
Изображение

Потом торф ворошат, подсушивают, и наступает очередь валкователя. Он собирает разрыхлённый торф в валки.
Изображение

Наконец выходит торфяной комбайн и подбирает валки в свой кузов. Эта штуковина, так же как и остальные орудия, буксируется гусеничным трактором.
Изображение

Несмотря на вечер субботы, работа на участке шла во всю, т.к. на уборке торфа дОрог каждый погожий летний день. Дело в том, что в караван стараются заложить сухой торф, который по сравнению с влажным гораздо меньше склонен к самовозгоранию.
По полю перемещались два комбайна. Нереальное зрелище! Здоровенная железяка на гусеничном ходу, влекомая небольшим трактором, летит со скоростью 20км/ч (так мне показалось) в облаке торфяной пыли! Вспомнились строчки из Маяковского: и тучей носится за ним огонь и пар и пыль и дым.
Изображение

Изображение

Набрав полный кузов, комбайн подъезжает к каравану и вываливает торф у подножия.
Изображение

Изображение

Изображение

Дальше за дело берётся окараванивающая машина.
Изображение

Караваны формируются вдоль пути УЖД, и торф из них перегружается в вагоны тоже немаленьким краном с грейферным захватом.
Изображение

А на поле вновь выходит корчеватель, чтобы выбрать пни из следующего слоя торфа, и процесс повторяется. Такой способ добычи называется фрезерным. За один цикл снимается слой в несколько сантиметров, а мощность массива - метры. На этом участке четырёхметровая дренажная канава до минерального основания не дошла. При нынешних объемах производства запасов хватит ещё не на один десяток лет. И это при том, что добыча здесь ведётся уже не меньше полувека. Да, и впрямь кладовая солнца...

А нам пора в обратный путь. П1 совсем расхандрилась, и решено ехать единым составом: П2-прицеп-П1. И ведь что удивительно, 50-кубовый скутерный моторчик вполне успешно тащил этот состав весом порядка тонны!
Изображение

Обратил внимание на вкопанные возле УЖД ширококолейные бетонные шпалы. Зачем? Оказывается это остатки столбов телефонной связи. Вся магистраль когда-то была телефонизирована, на раздельных пунктах стояли будки с телефонными аппаратами, и кондуктор запрашивал у диспетчера разрешение на очередной перегон. А почему именно шпалы, а не просто бетонные столбы? Ну вероятно что удалось достать...
Изображение

Наше путешествие подходит к концу. Снова диспетчерская станции Сортировочная.
Изображение

Вагоны путеукладчика
Изображение

Последние метры пути
Изображение

Станция Перегрузочная. Снимков я не делал, сам не знаю почему. Половине группы ещё надо было успеть вернуться в Москву, народ быстро собрал веши, погрузился в автобус и отбыл. Мы приехали на своей машине, никуда не торопились и остались немного поболтать с ребятами, организовавшими поездку.
Тёплый тихий летний вечер, спящая узкоколейка, лёгкий запах креозота, чайник на плитке, неспешная беседа...
Ребята молодые, и видно, что это дело им в кайф. Сейчас они загонят прицеп и неисправную П1 в "гараж", здесь у них что-то вроде базы, потом загрузят П2 в VW Transporter и поедут с ней в Гуреевский, чтобы прокатиться по легендарной "последней узкоколейке РЖД" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6071.
Спасибо им и удачи!
Последний раз редактировалось Домосед Чт апр 19, 2012 12:24 pm, всего редактировалось 6 раз(а).
Аватара пользователя
Домосед
 
Сообщения: 235
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 3:39 pm
Откуда: Москва, Чертаново

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Белый » Вт июн 28, 2011 7:14 pm

Спасибо! Интересно и познавательно!
Еще один мир. Только ярче.
Аватара пользователя
Белый
 
Сообщения: 2525
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2009 12:55 pm
Откуда: Питер

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение СкиталецЪ » Вт июн 28, 2011 7:16 pm

класс.
спасибо за рассказ.
теперь буду знать как оно добывается.
о некоторых этапах даж не догадывался.

прикольно.

:)
ТАМ. Внутри- Спальные и Багажные полки, Выдвижные Системы


Не смогли мир сделать добрее
Аватара пользователя
СкиталецЪ
 
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: Пт окт 02, 2009 11:03 am
Откуда: Одинцово

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение ValentinAK » Вт июн 28, 2011 7:54 pm

Здорово. Спасибо, очень интересно получилось!
А как происходил процесс договаривания о поездке, по знакомству, или можно и со стороны?
Были как-то в музее УЖД у Переслявля. Но там только на ручной дрезине удалось прокатиться. :)
Аватара пользователя
ValentinAK
 
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 10:14 pm
Откуда: Немосква

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Домосед » Вт июн 28, 2011 9:14 pm

Да, можно со стороны, мероприятие коммерческое. http://www.poezdnaprokat.ru/
Я и сам "со стороны", просто заявился на поездку, получил подтверждение, оплатил и вперед.
Так вот, можно частным порядком заявиться на подходящий плановый выезд, а можно набрать небольшую группу желающих (до 8 человек) и заказать индивидуальную поездку на пионерках.
В моем случае у ребят в последний момент поменялись планы, и я, заявившись на первое, неожиданно попал на второе. Получилось "Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех."
В результате мы проехали по участку магистрали, возможно доживающему последние дни, ну и вообще обстановка была совсем не такой, как при обычных коммерческих экскурсиях. По сути получился выезд небольшой группы единомышленников, которые просто скинулись на аренду экзотического транспорта.

Кстати, аналогичные экскурсии организуются под Тверью http://www.rust-loco.ru/. Но там по-моему только большие группы.
Аватара пользователя
Домосед
 
Сообщения: 235
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 3:39 pm
Откуда: Москва, Чертаново

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Razgrom » Вт июн 28, 2011 9:41 pm

Охрененско!
Мы там ездили давненько, но только колесами, и на вышку эту залезали, но на дрезине - это реально круть!
Глав инженер рассказал страсти про многометровый пласт торфяника: Экскаватор отрывающий каналы, угодил в промоину на болоте и провалился по самую кабину. Так вот, на второй день уже только пол-стрелы торчало от него, а на третий, когда мощные трактора подогнали его вытаскивать- уже и вся стрела скрылась - настолько пласт глубокий был! :shock:
Не понял только вот это:
"....Дело в том, что в караван стараются заложить сухой торф, который по сравнению с влажным гораздо меньше склонен к самовозгоранию....."
Как так может быть? Ведь торфяники тушат, заливая очаги возгорания водой!
Отличный репортаж, спасибо! :)
Razgrom
 
Сообщения: 2860
Зарегистрирован: Пт сен 25, 2009 12:53 am
Откуда: Мск.

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Stereometria » Вт июн 28, 2011 9:44 pm

Razgrom писал(а):"....Дело в том, что в караван стараются заложить сухой торф, который по сравнению с влажным гораздо меньше склонен к самовозгоранию....."
Как так может быть? Ведь торфяники тушат, заливая очаги возгорания водой!

Андрей, ключевое слово здесь САМОвозгорание! там какой-то хим-процесс у торфа происходит с выделением тепла..
Правильно? :?:
...и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
Аватара пользователя
Stereometria
 
Сообщения: 1744
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 12:28 pm
Откуда: Россия, Москва

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение СкиталецЪ » Вт июн 28, 2011 9:45 pm

Лех, перепости ЖД. Ему должно понравиться.
ТАМ. Внутри- Спальные и Багажные полки, Выдвижные Системы


Не смогли мир сделать добрее
Аватара пользователя
СкиталецЪ
 
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: Пт окт 02, 2009 11:03 am
Откуда: Одинцово

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение DenSity » Вт июн 28, 2011 10:26 pm

спасибо! очень познавательно :)
Алтай дзам хаан байна? (:
Аватара пользователя
DenSity
 
Сообщения: 6261
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 10:26 pm
Откуда: Литва

Re: Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

Сообщение Домосед » Ср июн 29, 2011 10:14 am

Насчет самовозгорания.
Где-то читал, за детали не ручаюсь, но суть скорее всего передам верно.
Во влажном торфе при доступе кислорода создаются все условия для деятельности гнилостных бактерий, которая сопровождается выделением тепла. Торф - отличный теплоизолятор, температура в глубине каравана растет. При достижении 60-70 градусов бактерии погибают, но на этом этапе они уже не нужны, поскольку начинается прямое окисление органики кислородом воздуха. Процесс поначалу очень медленный, но при недостаточном теплоотводе успешно саморазгоняется.
По той же причине самовозгораются и осушенные торфомассивы. Влага и кислород там есть всегда, и процесс тепловыделения идет постоянно. Решающим фактором становится среднесуточная температура, которой определяется интенсивность теплоотвода. Свыше 25 градусов среднесуточно = разгон.
Аватара пользователя
Домосед
 
Сообщения: 235
Зарегистрирован: Пт янв 29, 2010 3:39 pm
Откуда: Москва, Чертаново

След.

Вернуться в Выходной день

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron