Осударева дорога. Осень 2010.

Всё, что дольше чем выходные

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение Polinda » Пн окт 11, 2010 11:34 am

Господи, как же там красиво! Какие хорошие фотографии и репортаж! Прямо осенним лесом и прохладным чистым воздухом запахло!
С головой. Но без башки.

Мой японский зоопарк:
Бегемот Nissan Safari 4.2D +4',
Пегас MPS Ню 3.2TD и
Пони Mitsubishi Pajero Mini 0.65TB


**Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.**
Аватара пользователя
Polinda
 
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 12:23 pm
Откуда: Москва, пр.Мира

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение j-k » Пн окт 11, 2010 12:48 pm

Stereometria писал(а):пипец! :shock: где я был??? мы же в лайт поездку для стандартных машин ездили :lol:

Ты главное следи, чтоб я там не особо завиралась :lol: А то получится как у Янки про сверх секретные биологические опыты. Я даже, читая, слегка струхнула...

Stereometria писал(а): я п тему перенес в раздел Экспедиции- это ж неделя в *опенях автономке 8-)

Экспедиция - это подготовка, а у нас приключение - лайт для стандарта. Да и застряла-то я по неаккуратности, а не потому что по другому никак. Так что - лайт, однозначно. Кроме 1го октября...
Путь в тысячу миль начинается с первого шага...
j-k
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:01 pm
Откуда: С-Петербург

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение Polinda » Пн окт 11, 2010 1:51 pm

Оля, мне кажется, Стерео прав - всё, что выходит за рамки выходного дня - экспезиция. Не говоря уже о дальности поездки и о досягаемости тех мест.
Ты не возражаешь, если тема переедет в Экспедиции?


UPD Скромный автор уговорился в личке :)
С головой. Но без башки.

Мой японский зоопарк:
Бегемот Nissan Safari 4.2D +4',
Пегас MPS Ню 3.2TD и
Пони Mitsubishi Pajero Mini 0.65TB


**Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.**
Аватара пользователя
Polinda
 
Сообщения: 1071
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 12:23 pm
Откуда: Москва, пр.Мира

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение j-k » Пн окт 11, 2010 3:02 pm

29 сентября.
Ночью прошел дождь и в провисах тента набралась воды, да столько, что хватило не только на умывание, но и на мытьё посуды после завтрака.
Но утро было солнечным.

Изображение

Изображение

Зеленый видимо так ночью грустил из-за своей поломки, что за ночь просадил аккумулятор и утром не завелся. Напряжение 6 вольт. Так не бывает!

Отсняв красоты природы, - а Стерео даже сказал, что эта стоянка ему понравилась больше остальных, - небыстро направились в Беломорск. Никита ехал сзади и обещал, если что, подобрать мое колесо, а Лёшка рассказывал страшные истории о том, как потерял полуось Берендей и что при этом делала машина.

Проблемы проблемами, а фотографировать по дороге мы останавливались не раз.

Изображение

Проехали Сумкий посад,

Изображение

остановились в Вирме на небольшой стоянке около недавно поставленного памятника погибшим в разных войнах вирмовцам и недалеко от церкви.

Изображение

Я проверила масло в мосту – оно оказалось в норме, хотя на тормозном барабане висели капли. Скрипящее правое колесо было сухим.

Село Вирма древнее, поморское, но, как и во многих, здесь сейчас осталось не так и много жилых домов. Не смотря на это, Вирма имеет статус исторического поселения Карелии. А знаменита она церковью Петра и Павла, построенной в 1696г. – памятником деревянного зодчества. Стоит она на окраине села, на возвышенности и даже недавно отреставрирована. В беломорских сувенирных магазинчиках продается много разных поделок с ее изображением.

Изображение

Однако мне название «Вирма» напомнило совсем другое. Я люблю, бывая в разных городах, привозить оттуда местные алкогольные напитки. Как правило, они гораздо лучше раскрученных марок Москвы и Петербурга. И раньше из Мурманска или Кандалакши я привозила водки кандалакшского завода «Вирма». Какие у них были названия – «Добрый медведь», «Медведь-шатун», «Северный олень»! «Добрый» был на кедровых орешках, а «Кандалакша» на хвое. Была еще «Грация», в которой не 40, а 38 градусов. Теперь «Вирмы» нет в магазинах, а в Беломорске по нее и вообще не слышали. Зато там нашелся новый ягодный лахденпохьский «Гарант», который мы купили и вечером продегустировали.

На подъезде к Беломорску Стерео нам рассказывал про шлюзы, по которым он ходил на теплоходе, и про уникальный по конструкции мост, которых всего два в мире и который категорически нельзя фотографировать, за чем строжайше следит охрана.

В Беломорске у таксистов узнали, где есть магазин запчастей и СТО. Никита хотел было тоже воспользоваться услугами подъемника – его Эскудо не показывал уровень топлива в баке и Никита подозревал в этом отвалившийся от датчика проводок, - но все подъемники были заняты. Шнифа поставили на уличную эстакаду. Мастер СТО каждому колесу выделили по механику и работа закипела.

Изображение

В наше оправдание могу сказать, что быстро снять тормозные барабаны им тоже не удалось.
В левом было в масле все, а правое, не смотра на то, что вся колесная арка была забрызгана маслом, практически чистым. Но в барабане проточились две канавки.
Оси вынуть не удавалось.
Пока Никита с Мариной ходили беломорский краеведческий музей и ездили в кафе, мы с Лёшкой поели на месте.
Рядом паслась лошадь, гуляли коровы, а сразу за эстакадой был чей-то огород. Такой деревенский быт.

Изображение

Изображение

Механики по-прежнему выбивали полуоси. До конца рабочего дня им это так и не удалось. Я уже начала прикидывать, куда бы здесь поставить палатку, как мастер СТО предложил переночевать у них в офисе – там отопление, вечногорячий чайник, но нет уборных. Нам оставили ключи, закрыли станцию и уехали. А мы перед ужином пошли гулять по городу. В продуктовом магазине мне удалось пополнить коллекцию монет – на кассе с удовольствием обменяли мне бумажную купюру на десятирублевые монеты с гербами городов и республик, а одна монета попалась даже с надписью "министерство просвещения".

В этой части города деревянные тротуары, и в основном частные деревянные домики.

Изображение

На одном из покренившихся домов табличка: «Здесь размещался штаб партизанского движения». Пытаюсь вспомнить где была граница, партизаны ассоциируются с подпольщиками. Но, нет, Беломорск в войну был прифронтовым, вот и размещались в нем различные штабы войск.

В городе, конечно, есть и многоэтажные дома – годов 50х, традиционно желтые, и блочные пятиэтажки массовой застройки 70х.

Изображение

Но все это не впечатлило – все это мне напомнило, к примеру, Котлас, да и вообще, таких городов, которые начали развиваться как города, когда к ним пришло что-то глобальное, множество. Для Беломорска таким толчком послужили железная дорога и Беломоро-Балтийский канал. Да и стал он городам лишь перед войной, в 1938 году, а до этого было село Сорока, лесопильный центр Поморья. Название селу дала река Сорока, рукав Выга, разбивающаяся здесь на множество рукавов и образуя «сорок островов». Но это всего лишь симпатичная легенда – островов гораздо меньше. Так что, скорее название произошло от карельского saarijoki - "река с островами.

Начало темнеть, мы затащили вещи и устроились в «офисе» на ночевку.

Изображение

30 сентября.
Поднялись быстро – в девять начинала работу СТО, и мы должны к этому времени успеть позавтракать и освободить офис.

Сюрприз – мой нетбук отказался грузиться. Выдал стандартное: «Windows не может загрузиться из-за отсутствующего или поврежденного файла». Ну вот, к списку запчастей надо добавить загрузочную флешку для нетбука. А пока у нас Лёшкой нет озика. Но это полбеды – бумажные карты есть. Хуже, что нет описаний и некуда сбросить треки и фотографии. Впрочем, это можно будет сделать через Никитин ноутбук. Потом мы так и делали.
За завтраком решили, что раз полуоси еще даже не вынуты, то у нас есть время на поездку к петроглифам. Это всего в шести километрах от Беломорска.

О Беломорских петроглифа впервые заговорил еще в 1926 году карельский этнограф и писатель Александр Линевский. Наверняка в детстве все читали увлекательную повесть Линевского «Листы каменной книги». У меня эта книга была Петрозаводского издательства, а в качестве иллюстраций было множество рисунков «первобытных художников» -это я потом уже узнала, что это беломорские петроглифы. Еще когда Линевский был студентом и работал в археологической экспедиции, то вблизи Беломорска, напротив деревни Выгостров, на острове Шойрукша один из местных жителей показал ему скалу со странными знаками. Вдоль всей полосы рисунков по нижнему краю скалы тянется цепочка из 8 следов босой ступни. Следы заканчиваются выразительной фигурой, названной «бесом» - «бесовы следки», по аналогии с петроглифами Бесова носа. Потом тут ещё было открыто множество различных изображений.

Никита перегрузил часть вещей ко мне в машину, чтобы освободить заднее сиденье, мы вчетвером залезли в его Сузуку.
Машину оставили на стоянке, перешли мостик и по лесной аллейке где-то через километр пришли к сухому руслу Выга, к месту «Залавруга».

Изображение

Здесь все устроено для удобства туристов – деревянные мостки, указатели и даже слегка подкрашены основные изображения.

Изображение

От петроглифов пошли к лабиринту.

Изображение

Он искусственный, но похож на настоящий. Однако, те лабиринты, которые мне доводилось раньше видеть, не были тупиковыми, т.е. из центра можно было выйти другим путем. У этого же пришлось возвращаться тем же.
Распутались с лабиринтом, вернулись к СТО. Машину еще делали, но, по крайней мере, полуоси уже выбили и новые подшипники установили. Ребята поехали смотреть вторую группу петроглифов – ту, что у Выгострова, а я осталась наблюдать за ремонтом.

Шнифа сделали только к четырем вечера. На ремонт ушли ровно сутки.
Теперь за оставшееся до темноты время мы должны были доехать до Руйги и где-нибудь там встать на ночевку.
Выехали из Беломорска под дождем. Но когда проезжали невдалеке от сверхсекретного» моста, слегка проглянуло солнце.

Изображение

К нужному повороту на Руйгу подъехали уже в темноте. Под колесами зачавкала мокрая глина, в траве в фарах проблескивали лужи. Но довольно сухое место для ночевки на берегу Руйги для нас отыскалось и мы съехали вниз с берегового склона на небольшую полянку, где едва хватило места для палаток, двух машин и костра.

1 октября.
Ночью шел дождь. Он так громыхал по крыше и капоту, что даже будил. И мне приснился кошмар, будто склон размыло, и по этой мокрой глине наши машины не могут подняться наверх. Но во сне же я вспомнила, что у Никиты есть лебедка, на ней мы и выберемся. После этого кошмар мне больше не снился.
Путь в тысячу миль начинается с первого шага...
j-k
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:01 pm
Откуда: С-Петербург

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение Кибербелка » Пн окт 11, 2010 4:02 pm

Мегазачот!
Читается на одном дыхании, фоты абалдеть
пожалста-пожалста продолжение!!!
Аватара пользователя
Кибербелка
 
Сообщения: 217
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2010 4:36 pm
Откуда: Замкадыш

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение j-k » Вт окт 12, 2010 2:42 am

1 октября.
Ночью шел дождь. Он так громыхал по крыше и капоту, что даже будил. И мне приснился кошмар, будто склон размыло, и по этой мокрой глине наши машины не могут подняться наверх. Но во сне же я вспомнила, что у Никиты есть лебедка, на ней мы и выберемся. После этого кошмар мне больше не снился.

Утром дождя почти не было, а склон оказался вовсе не таким крутым, как вчера в свете фар, и уж тем более, не таким, как во сне.
На берегу и в воде стояли лодки, а течение воды было столь медленным, что казалось, его и вовсе нет.

Изображение

Свернули лагерь, оделись по-походному, подготовили с собой провизии и вывели машины наверх, к дороге, где еще вчера мы заметили оставленные, видимо рыбаками, УАЗ и Ниву. От этого места, по прямой, до мыса Вардия восемь километров. Мою робкую попытку предложить проехать, сколько проедется, все отвергают.

Что ж. Идем пешком.
По дороге я почти машинально определяю – этот яма проезжаема, колея проходима, эту лужу объехать справа – там есть бровка. Когда залезаю сапогами в очередную лужу с бревнами от гати, проверяя дно, идущий сзади Никита комментирует: «И не проверяй, мы бы уже предыдущую не проехали б». Так, значит, он тоже идет и оценивает дорогу.
Так доходим до мостика через ручей Черный.

Изображение

Через него можно переехать, а дальше… точно уже только на подготовленной машине надо. Первый «спеучасток», длиной метров триста. На выезде из него кубики битого автомобильного стекла. А ведь недавно в чьем-то отчете об этом было…

А мы идем пешком, созерцаем окрестности.

Изображение

Изображение

Изображение

Старый баркас, от которого осталась только рубка. По фотографиям 2006 года он, по крайней мере, выглядит, еще целым.

Изображение

Но вот впереди уже и замаячила веха - топознак. Он - в устье Руйги. Полпути, даже больше, мы прошли.

Изображение

Изображение

Пробираюсь по камням, пробую воду на вкус. Соленая! Мы добрались до Белого моря!

Идем берегом, по камышам, и у первого ручья я практически влепляюсь в мягкие илы. Происходит это неожиданно – вроде все крепко, а еще шаг – и по колено в липкой жиже, которая не больно-то хочет опускать. Особенно ей приглянулись сапоги - без сапог-то она согласна меня выпустить. «Ил обводненный неуплотненный, с примесью органического вещества, что обуславливает наличие…» Обуславливает он! Перемазалась вся, включая навигатор и рацию, вот что он обуславливает! Нет, чтобы внимательно прочитать до поездки, что о нем пишут другие! Нет, повторяю чужие ошибки. Не подходите и не подъезжайте к этому ручью по берегу, идите лесом!

Изображение

У кромки леса в ручье каменистое дно. Отмываюсь, омываю приборы. Никита ушел посмотреть в каком состоянии лесная дорога, идущая вдоль ЛЭП. Решаем дальше идти по ней.

Изображение

Дорога идет в основном по болоту, оно хоть и мокрое, но не топкое, но идти по мягкому ковру все равно тяжело. Попадается довольно много клюквы. Навигатор, хоть и медленнее, чем хочется, но списывает километры. Переваливаем гору, на вершине которой разрушенный временем топографический знак. Снова видно Белое море.

Изображение

Каменный склон уходит в воду. Здесь мы поднимаем геокэшерский флаг. А Стерео с Никитой символически отмечают событие глотком сладкой карельской настойки.

В этой скале спрятан тайник, для которого специально привезен кораблик. В блокноте мы делаем запись – кто поедет по «Осударевой дороге» правильным путем, т.е. от Белого моря к Онежскому озеру, отвезите кораблик на Пигматку.
Даже интересно – отвезут или нет?

На песке пляжа следы, очень похожие на оленьи, старые и рядом цепочка свежих. Но, напуганные записью Генри «медведи ходят по берегу и машин не боятся», старые следы-ямки мы принимаем поначалу за медвежьи.

Мы почти у цели.

Изображение

И мы – у цели! Из бухточки у этого мыса 16 августе 1702 года Петрово войско начало свой путь, что бы через десять дней быть в Повенце, а 26 сентября - уже у стен Нотебурга.

Изображение

Спрятавшись от ветра и налетающего дождика в одном из домов кипятим чай, отдыхаем. Пройдено ровно 12 километров. Это по какой-нибудь грунтовке – может всего 12, а по болоту – целых 12!

Неожиданно Марина через окно замечает кота. Черного с белым, толстого, упитанного и ухоженного. Он быстро трусит мимо дома. На простейшее «кис-кис» не реагирует и скрывается в направлении Нюхчи. Видно знает короткую дорогу! Ближайшее жилье километрах в 13 через болота. Неужели домашний кот так далеко гуляет сам по себе? А может он вообще померещился?

Обратно идем по берегу.

Изображение

Изображение

Это ничуть не короче, но идти оказывается легче. Временами видна колея, оставленная автомобильными колесами. Решаем, что это Генри.

Несколько раз попадаются следы сытого медведя.

Изображение

Так по берегу доходим до первого ручья. Отсюда по кромке леса идет натоптанная тропа, по которой очень быстро доходим до второго ручья, а дальше вдоль ЛЭП по старой сухой колее выходим к бывшей деревне Руйга. Лишь последние метров 200 колея проходит по болоту. Следы дороги после болота резко поворачивают к востоку – а здесь-то по ней не так и давно кто-то ездил. Но, видимо, уперевшись в болото, машины развернулись в поисках другого пути. Никита замечает тропу в нужном нам направлении, но она быстро растворяется в траве около канавы. А сразу за канавой - уже знакомая дорога. Отсюда до машин всего четыре километра.

Ребята садятся отдохнуть, но, если я тоже сяду, то потом встать уже не смогу – потихоньку продолжаю идти дальше, они ходят быстрее, нагонят.

Изображение

Обратный путь оказался не короче, но легче. На мыс мы шли больше шести часов, а обратно – всего четыре.

Совсем скоро стемнеет, двигаться не очень-то хочется, но машины собраны, и самое разумное переехать на ночевку поближе к Нюхче – завтра мы хотим подняться на Святую гору.

Вблизи горы разъезжаемся, проверяя различные заезды на предмет ночевки, но все ремя упираемся в какие-то помойки. Наконец Никите удается найти приличный заезд, идущий в обход горы и неплохую полянку для ночевки.

В этот вечер ужин праздничный – с глинтвейном. Мы прошли маршрут от Онежского озера до Белого моря!

В нашем путешествии по "Осударевой дороге" остается последний штрих - Нюхча. Но это - завтра, а сегодня даже думать не хочется о том, чтобы куда-то идти.
Путь в тысячу миль начинается с первого шага...
j-k
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:01 pm
Откуда: С-Петербург

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение Razgrom » Вт окт 12, 2010 9:03 am

Ну , блин, просто герои! Здоровская поездка и с погодой повезло можно сказать.
Отчет оч. интересный получился, фотки красивые! Давай еще! :)
Ps какой диагноз по ШНиве был поставлен на СТО? Разбило подшипники, через сальник пошло масло? Почему барабаны не могли снять - колодки мешали не могли свести? Интересно и другим будет полезно знать.
Последний раз редактировалось Razgrom Вт окт 12, 2010 12:39 pm, всего редактировалось 1 раз.
Razgrom
 
Сообщения: 2860
Зарегистрирован: Пт сен 25, 2009 12:53 am
Откуда: Мск.

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение j-k » Вт окт 12, 2010 11:20 am

Привет, разведке! Когда у нас в лесу не снялись тормозные барабаны, впоминали -"был бы Razgrom, что-нибудь бы придумал" :D

Диагноз - ты всё правильно написал - погнало масло через сальники.
Вероятно разбило подшипник сначала левого колеса. Внешне признаков никаких, на остановках без причины люфт даже не приходило в голову проверять. Возможно, через уже плохой подшипник, попала вода, пока Шниф стоял в луже по дороге на Петровский ям. Скрежет в правом колесе я так и не поняла из-за чего, но он был механический и временами пропадал - что-то попало, но что, не знаю. При разборке вроде все на месте (пружины, шайбы, весь крепеж колодок). На внутренней поверхности барабана проточилось две канавки.

Изображение

Барабаны, да, не смогли снять из-за колодок, гайки ручника кутили с Никитой по очереди, но ни с места. На СТО с этим тоже долго провозились.

В левоме все было в масле (ну, это и так было видно, что через него течет), правое в Вирме еще было сухим (до Беломорска 37 км), а на к подъезду с СТО на арке появились брызги. При разборке еще оказалось, что надорвана резинка на тормозном цилиндре, тормозная капала (уж не в результате ли ремонта - это стало заметно после того, как сняли колодки).
Оси на СТО выбивали часа четыре-пять (выбивали, грели).
На СТО я говорила, что точно все так же произошло 15тыс. км назад (при возвращении с Рдейского), но как-то они не отреагировали. Может быть, пока обе оси были сняты, можно было бы проверить не погнут ли чулок моста (ну это как вариант мне уже в Питере подсказали).
Путь в тысячу миль начинается с первого шага...
j-k
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:01 pm
Откуда: С-Петербург

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение Razgrom » Вт окт 12, 2010 12:44 pm

j-k писал(а):Оси на СТО выбивали часа четыре-пять (выбивали, грели).
На СТО я говорила, что точно все так же произошло 15тыс. км назад (при возвращении с Рдейского), но как-то они не отреагировали. Может быть, пока обе оси были сняты, можно было бы проверить не погнут ли чулок моста (ну это как вариант мне уже в Питере подсказали).

Во как! :shock: интересно, приржавели так чтоли? Но вообще, периодически возникающая однотипная неисправность , действительно , повод задуматься!
Razgrom
 
Сообщения: 2860
Зарегистрирован: Пт сен 25, 2009 12:53 am
Откуда: Мск.

Re: Осударева дорога. Осень 2010.

Сообщение j-k » Вт окт 12, 2010 6:53 pm

2 октября.
Село Нюхча имеет самое непосредственное отношение к Осударевой дороге.

Готовясь к поездке, мы хотели сюда заехать от части потому, что будем не так уж далеко,а от части - просто потому, что с горы открываются красивые виды, как это следовало из описания.

Однако история этого поморского села, оказывается, весьма интересна, да еще и обросла легендами.

По писцовым книгам оно известно с XVвека. Во время строительства дороги, которую потом назвали Осударевой, 5 тысяч местных жителей под руководством сержанта-преображенца Михаила Щепотьева прокладывали просеку шириной в 3 сажени, валили деревья, сооружали бревенчатый настил, строили мосты. Про это село так было написано в 1899 году в Путеводителе по северу России Д.Н. Островским: « ... Село Нюхча памятно походом Петра I отсюда на Онежское озеро, приведшим ко взятию шведской крепости Нотебурга (Шлиссельбурга) и к основанию г. Санкт-Петербург»

В трёх километрах от села Нюхча есть гора. Называют эту гору Святой.

Изображение

И с этой горой связано несколько преданий.

В келье под горой жил инок, имя которого сейчас уже забылось. Для молитв он поднимался на гору. С вершины этой горы видно все, как на ладони

Изображение

И однажды он увидел, что шведская эскадра подходит к берегу, чтобы высадить войско в устье реки Нюхча. Инок стал молиться, чтобы этого не произошло – и Господь услышал, эскадра остановилась, а потом убралась восвояси. Так и был предрешён исход войны, потому что от реки Нюхча шёл волок, с которого Пётр I начал строительство «Осударевой дороги», чтобы переправить войско в Балтийское море и противостоять там врагу. А если бы шведы узнали об этом стороительстве или даже захватили Нюхчу?..

Еще одна легенда говорит, что в давние времена вокруг горы были только непроходимые болота, а река Нюхча полноводна. И в реку, бывало, заходили суда викингов. Тогда все жители села уходили через болото, разбирали за собой гать, поднимались на гору и там читали молитвы.

Вот на эту гору собрались подняться и мы. Но сначала поехали в само село.

При въезде в село сразу заметна новая Никольская церковь. Конечно «Никольская» – село-то рыбацкое, а главный покровитель всех моряков - Никола Чудотворец. «От Холмогор до Колы – 33 Николы». Построена церковь на средства братьев, уроженцев села. В этой церкви хранится главная нюхчинская святыня – чудотворная икона святителя Николая. И тут опять легенда. В 15ти километрах от села, на озере, стояла часовня. В ней была икона святителя Николая. После того, как умер последний, кто жил у той часовни, икону решили перевезти в село. Но на следующий день икона оказалась у озера. Икону снова принесли в Нюхчу, а она опять вернулась на старое место. Тогда нюхчане собрали крёстных ход и со всеми почестями снова привезли икону в село, но обязались каждый год крестным ходом на один день носить ее на озеро.

Изображение

Недалеко от церкви стоит памятник членам местной ячейки РКП(б), расстрелянным в 1919 году интервентами - «за неповиновение властям».

Изображение

С берега, на котором стоит церковь видно все село.

Изображение

Немного покружив по селу

Изображение

возвращаемся к горе и по тропинке поднимаемся к кресту. Где-то там, в болоте, может быть есть гать, по которой прошли петровские войска.

Изображение

Наше путешествие по местам Осударевой дороги закончилось.

Не самой короткой, но более быстрой, почтовой, как называют ее местные, дорогой, возвращаемся в Беломорск, где Никита заправляет своего Эскудо на ТНК (я заправляюсь позже, на трассе, на знакомой мне и более дешевой заправке Aris) и через семь часов после выезда из Нюхчи мы приезжаем в Надвоицы, на Надвоицкий рудник. Походили по окрестностям и у Воицкого падуна распрощались с экипажем Suzuki Eckudo – с Никитой и Мариной. До Москвы отсюда еще 1300 километров и ребята хотели до ночи уехать как можно дальше.

А мы со Стереометрией остались на ночевку прямо на площадке у водопада. После тишины леса на «Осударевой дороге» было немного странно разговаривать, перекрикивая грохот воды.

3 октября.
Утром я Лёшку оставила на железнодорожном вокзале Надвоиц – меньше, чем через час у него поезд Мурманск–Москва и составить мн компанию он не рискнул, - а сама заехала посмотреть на плотину у озера Шавань. Это целиком деревянная водосливная плотина из наклонных кряжей высотой 12 м и длиной 100 м. Она просто образец инженерного искусства. Спроектирована инженером-заключенным (а на строительстве Канала все были заключенными) в начале 30х гг. и может считаться самой красивой плотиной на всём Беломорско-Балтийском канале. Вторая похожая на эту есть только в Канаде.

Изображение

Отсюда мне до дома 720 км.

Все мои фотографии
Путь в тысячу миль начинается с первого шага...
j-k
 
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Вт ноя 10, 2009 8:01 pm
Откуда: С-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Экспедиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35